С развитием e-commerce в России и появлением крупных игроков рано или поздно возникает вопрос об автоматизации бизнес-процессов. Причём не просто автоматизации, а выстраивания платформы, которая могла бы расти и развиваться вместе с потребностями компании. Именно с такой болью и пришла компания Xcom к нам за внедрением PIM-системы.
В этот раз историю внедрения PIM-системы мы решили разбить на два материала. В этом материале мы расскажем саму историю компании, как она пришла к решению о том, что пора что-то менять и о том, что запланировано и было сделано. Но, всем же хочется узнать чего добилась компания, внедрив PIM. Поэтому в следующей части мы расскажем именно о результатах - финансовых показателях и осязаемых метриках. Мы все посчитаем и расскажем вам через пару месяцев.
Свежие данные о PIM и статистика
Что такое PIM?
PIM-система позволяет автоматизировать процесс получения и использования данных (описание, характеристики, фотографии, видео, информация о производителе, сертификаты и т.д.) о товарах из разных источников, дополнять их, обновлять и распределять по каналам (интернет-магазин, партнерские площадки, маркетплейсы). По сути — это «кровеносная система» продуктового контента.
Так или иначе PIM есть у каждого магазина. Кто-то использует 1С, кто-то CMS интернет-магазина, кто-то просто Excel. Но с ростом бизнеса все приходят к PIM.
Приблизительно так выглядит эволюция управления товарным контентом:
По данным портала MarketsandMarkets в 2021 году рынок PIM-систем в США составил $15,8 млрд. При ежегодном росте на 25% к 2026 году рынок достигнет $48 млрд. В России пока отрасль только зарождается.
Визуализируем почему именно PIM? Давайте представим компанию, у которой есть большой оборот, много SKU и нет никакой PIM системы.
Если нет PIM системы, значит:
- Нет быстрого добавления товаров, коллекций и категорий (контент менеджеры в мыле добавляют описания товар в разных системах, ошибаются, опять добавляют, а впереди еще 100500 SKU);
- Нет внутренней синхронизации данных о товарах и продуктах (сотрудники разных отделов/магазинов ищут часами один и тот же товар);
- Нет автоматической загрузки товаров в разные каналы продаж (сотрудники руками переносят данные о товарах на все площадки);
- Нет возможности внесения массовых изменений в номенклатуру (каждый атрибут нужно вносить к каждому товару отдельно);
- Нет импорта информации о продуктах из любой системы и в любом формате (а руками это технически зачастую и невозможно)
Ну и самое главное — нет времени и возможности масштабироваться. Все время съедает рутина.
Вернёмся к главному герою нашей истории — компании X-com
Портрет заказчика:
- > 100 000 SKU в ассортименте в онлайне и >700 000 в офлайне;
- > 10 000 новых SKU в месяц;
- 10 сотрудников работают с продуктовой информацией;
- Компания развивает свое самописное PIM решение уже около 10 лет.
Компания X-com занимает передовые позиции на рынке дистанционной торговли: входит в ТОП‑30 крупнейших интернет‑магазинов России и ТОП‑5 — компьютерных.
Проблема
Возможности собственного самописного решения иссякли. Нужна была новая технология организации продуктового контента. Система, которая позволила бы подойти к продуктовому контенту более детально и по новому. При этом система должна быть технологически гибкой и масштабируемой.
Решение
Внедрение системы Compo PIM
Немного предыстории. Как все начиналось...
Компания X-com была основана больше 25 лет назад, а сайт был запущен в 2003 году, в 2012 сайт перешел на новое ядро, которое работает и по сей день. Естественно технологии и потребности ecommerce в те времена сильно отличались от сегодняшних. Никто не думал закладывать внутрь начинки сайта что-то мощное. Прошло 10 лет, старая система скрипела, но работала. Делали костыли, но по большому счёту ничего не трогали.
В конце концов стало понятно, что делать костыль для костыля — это путь в никуда. Нужно было что-то новое.
Дорабатывать свою PIM систему самим — это отвлекать ресурсы от важных процессов. Технически X-com могли все сделать сами, но они хотели сосредоточится на развитии компании. Поэтому было принято решение найти готовое решение на российском рынке.
«На этапе выбора было проанализировано более 20 различных PIM систем, как зарубежных, так и российских. Выбор пал на Compo по ряду причин. Во-первых, ни одна из систем не устраивала по техническим характеристикам, однако Compo PIM из-за гибкости и эластичности можно было „допилить“ до того состояния которое требовалось», комментирует технический директор X-com Андрей Шишкин.
Компания X-com использует в своей программной архитектуре enterprise решения, поэтому главное требование было — технология. Маркетинговые требования были второстепенны. X-com было не так важно сколько у них работало бы контент-менеджеров или скорость заведение контента. Важна была технология и платформа для дальнейшего развития и масштабирования.
Поиски решений
Полтора года назад X-com озадачился проблемой скудности карточек товаров — были только фотографии товара и характеристики.
Было принято решение создать систему товарных рекомендаций и конфигураторов товаров, в дальнейшем платформу, которая будет способна консультировать клиентов на сайте о том, насколько эти товары между собой похожи.
Представим ситуацию — клиент выбрал и положил в корзину условный ноутбук, а следом положил в корзину еще и телевизор. Система сразу скажет, что нужно взять еще и HDMI кабель. Потому что ноутбук и телевизор можно между собой соединить.
Чтобы эта физическая связь между товарами работала нужна система, которая эти связи стандартизирует.
К примеру, в характеристиках ноутбука есть HDMI порт, но нет понятия папа-мама этого порта. Задача системы наладить эти логические связи и стандартизировать их.
Система контента у X-com существовала и работала еще до внедрения Compo PIM, но она была привязана к старой системе контента и технически не позволяла масштабироваться. Нужна была новая система.
Одно из отличий Compo PIM от старой системы — это получение сквозных характеристик.
Если раньше для каждого типа товаров был стандартный шаблон, со стандартным набором характеристик, то с новой системой одно и тоже свойство можно переиспользовать.
Например, если у мышки есть характеристики «длина провода», «сечение провода», то мы имеем сквозную характеристику «провод», которую можем параллельно использовать в категории «зарядки для телефонов» или «кабели питания».
Сквозные характеристики позволяют очень точно и чётко перевязывать между собой товары, делать логические и продуктовые связи и более гибко настраивать карточку товаров.
Что мы имеем сейчас?
На данный момент основной этап в работах закончен — Compo выполнила внедрение PIM-системы. Сейчас продолжается сотрудничество по настройке и адаптации системы под рабочие процессы.
Одно дело заказать систему и думать, что все хорошо будет работать, а другое дело это опытная эксплуатация, когда выясняется, что в итоге какой то элемент не там где нужен или какую-то информацию менеджер ожидает увидеть в другом месте.
Также с внедрением Compo PIM штат команды увеличился, но это не потому что стало все сложнее, а потому что развязало X-com руки и позволило масштабировать бизнес и двигаться дальше.
Этапы внедрения
Нулевой этап
IT ландшафт крупных предприятий достаточно сложный — десятки систем, интегрированные друг с другом разными способами. Чтобы встроить PIM, который будет обмениваться информацией со всеми этими системами, его с ними нужно “подружить”.
К сожалению, не существует типового решения, которое можно было бы просто установить и пользоваться. Это нужно принять как данность. У всех компаний свои специфические процессы, системы, бизнес-требования, которые нужно проанализировать на этапе предпроектного анализа, составить функциональные требования, положить эти требования на конкретный продукт. После этого можно посмотреть где зона развития, где функционал полностью устраивает, где можно обойтись просто UI настройками, а где нужно действительно что-то «допилить».
Это нужно выявить в самом начале работ по внедрению PIM системы.
Этап 1
- Первоначальная загрузка товарной базы;
- Настройка интеграции для импорта новых товаров в PIM-систему;
- Доработка методов API для передачи контента на витрины;
- Тюнинг PIM-системы в части удобства работы редакторов.
Этап 2
- Создание функционала внутренних правил автоматического присвоения шаблона и категорий;
- Управление ролями;
- Создание лога событий в PIM-системе;
- Доработка гибкой фильтрации товаров.
Этап 3
- История изменений карточек товаров, полное логирование;
- Настройка отчета о работе редакторов;
- Обогащение описаний товаров по API;
- Доработка гибкого экспорта.
Внедрение PIM системы подразумевает не только грамотную интеграцию в IT ландшафт компании, но и готовность самой компании к изменениям. Эффект от внедрения PIM можно ощутить на отрезке 2-3 месяца после отладки основных функций системы. Именно поэтому мы и решили разбить материал на две части и полноценно описать проектную работу и чуть позже итоги внедрения.
Что сделано и что находится на финальной стадии разработки
Мультикаталог
- Каталоги внешних витрин;
- Поддержка объединения товаров в линейки и серии.
Настраиваемый экспорт в Excel
- Управление атрибутами выгрузки
- Отправка результатов на email
Удобный фильтр
- По параметрам и характеристикам
- Мультиселект с поиском
- Подсчет количества на лету
Массовые операции
- Пакетные изменения параметров и свойств
- Фоновое выполнение операций
- Полное логирование
Правила
- Автоматическое присвоение синонимов
- Распределение по каталогам витрин
Шаблоны
- Иерархия групп шаблонов
- Визуальные группы характеристик
- Тонкая настройка свойств: обязательность, участие в фильтре, состав справочника, единицы измерения
Поддержка различных типов свойств
- Представление данных в нужном виде
- Валидация данных в карточке товара
Группировка единиц измерения
- Установка базовых единиц для мастер карточек
- Пересчет значений для передачи в каналы
Карточка товара
- Детальная информация о товаре
- Настройки поиска
- Цены и остатки
- История изменений
Интуитивный интерфейс
- Продуманный UX
- Система якорей
- Фокус на важном
Поддержка медиа-контента
- Сертификаты, инструкции
- Ролики в Youtube
- Авторесайз фото для каналов
Аналоги и сопутствующие каналы
- Ручная и пакетная связка карточек
В Compo PIM мы реализовали функционал и набор правил, с помощью которых карточка товара будет обогащаться аналогами, исходя из характеристик и их значений.
Для X-com были разработаны шаблоны характеристик, на основе которых можно задавать эталоны описаний для карточек продукции. Сам процесс реализован в виде конструктора, где можно создать полностью новый шаблон или сделать его на базе существующего шаблона. При этом характеристики внутри шаблона могут быть разных типов: строковые, числовые, списковые, иконки, html, логические и прочее.
На уровне шаблонов происходит управление обязательными характеристиками, которые используются в поиске, на витринах, и являются ключевыми для вывода в анонсе описания товаров. Для работы контент менеджера это важно, поскольку шаблоны позволяют работать с усеченным списком характеристик, сокращают вероятность ошибки, ну и целом приводят к ускорению всего процесса.
Полный лог изменений карточек
- История изменений карточек товаров, полное логирование
- Настройка отчета о работе редакторов
- Колоризация значений
- Версионность каталога
В самописной системе X-com не было возможности указывать единицы измерения для тех или иных числовых характеристик. С внедрением Compo PIM такая возможность появилась..
Причём не только проводить пересчеты, а группировать единицы измерений, назначать там базовые значения, и связывать их с остальными с помощью формул пересчета.
Это позволило для всех товаров, в разрезе каждой характеристики, указывать какие единицы измерения к ней применимы на уровне конкретного шаблона.
Отчёт работы редакторов
- Прозрачность работы отдела контента;
- Построение системы премий и штрафов.
Поиск
- Учет ошибок в поисковых запросах;
- Управление ТОПом поисковой выдачи;
- Синонимизация.
Каталогизация
- Дополнительные категории;
- Управление размещением на витринах.
Каталог товаров в старой системе X-com был создан так, что привязывать товар более чем к одной категории было невозможно. Это создавало барьер в маркетинговых активностях, уменьшало видимость товара на витрине и ограничивало его импорт на сторонние площадки.
В Compo PIM мы реализовали мультипривязку товаров не только по категориям, но и по различным веткам дерева каталога. Это позволило X-com одновременно управлять товарами на нескольких витринах и площадках.
Статусные модели
- Организация контентного workflow;
- Контроль публикации карточек на витрине.
Теги и маркеры
- Маркетинговые метки для витрин;
- Приоритезация заданий для отдела контента с помощью маркеров.
Интеграция с МПЛ
- Сопоставление инфо моделей;
- Статус карточки на маркетплейсе;
- Мониторинг и уведомление об изменениях / тегирование.
Объединение товаров
- Коллекции, серии, линейки, наборы, комплекты;
- Склейка карточек на витрине.
Управление доступом пользователей
- Гибкая система ролей;
- Настройка допущений и ограничений.
Настройка событий и уведомлений
- Управление событиями;
- Выбор транспорта для оповещений.
Фоновое выполнение задач
- Массовые операции и экспорт в Excel;
- Непрерывная работа пользователей.
Смотрим в будущее. Планы по развитию PIM
- Массовое редактирование товаров через xls/csv;
- Функционал для товарных линеек;
- Внедрение поиска на базе Elastic Search на витрину интернет-магазина X-com;
- Правила по автоматическому назначению cross sale, up sell;
- Расширение лога событий для отправки изменений на витрину(сокращение time to market)
Ну и конечно все измерить и посчитать как мы и обещали.