Материал опубликован на сайте rb.ru
Термин «цифровая экономика» на слуху уже давно: на практике концепцию успешно реализуют Норвегия, Швеция, Дания, Южная Корея и другие страны. Россия входит в топ-5 стран с лучшим темпом роста показателя цифровизации, но всерьез о цифровой экономике в нашей стране заговорили только в прошлом году. Максим Наумкин, основатель и директор по развитию ecommerce-агентства Compo, рассказывает о пяти трендах цифровой экономики в России и выделяет основные драйверы ее роста.
Вклад высоких технологий в экономику РФ – чуть более 5%
Переломным этапом в понимании необходимости цифровизации стал 2017 год, когда была принята программа «Цифровой экономики» РФ. Согласно исследованию «Экономики Рунета», вклад высоких технологий (включая мобильные) в экономику страны составляет чуть более 5% ВВП, что ниже показателей других развитых стран.
Возможно, проникновение цифровых технологий в сложившуюся экономическую конъюнктуру будет не столь скорым, как хотелось бы.
И вряд ли в ближайшие годы превысит 10%: компании не торопятся инвестировать в технологии, пока бизнес приносит доход «по старинке». Но этап острой «цифровой» конкуренции уже близко, что демонстрируют нам 5 глобальных трендов.
Пять трендов цифровой экономики в РФ
Кибербезопасность
Вопрос кибербезопасности выходит на новый уровень в разрезе роста объемов IoT и робототехники, а также участившихся кибератак. Бюджет США на обеспечение кибербезопасности к 2017 году вырос до $19 миллиардов, а общемировой составил более $80 миллиардов. Доля затрат со стороны России – более 55 миллиардов рублей. По прогнозам Gartner, мировой оборот рынка кибербезопасности к 2018 году приблизится к $100 миллиардам.
Больше других заинтересованы в инвестировании в IT-безопасность банковская, промышленная и государственная сферы. От внешних атак в прошлом году российская банковская сфера понесла ущерб в размере 2,5 миллиарда рублей.
Обсуждается возможность перевода банков на российские системы шифрования и криптозащиты. На конференции в Мюнхене глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров предложил выработать общую нормативную базу и международные стандарты для перспективных технологий.
Российские компании, ведущие деятельность на международном рынке, с мая этого года обязаны соблюдать обновленные правила обработки персональных данных согласно регламенту GDPR.
Трансграничное сотрудничество
Российские компании активно встраиваются в международные альянсы, задающие технологические стандарты на годы вперед. В мае 2017 года глава компании «Русский экспорт» Игорь Чайка подписал соглашение о сотрудничестве с Alibaba, в рамках которого китайская торговая платформа откроет российский национальный павильон для реализации пищевой продукции и бытовой химии.
Перспективность таких начинаний очевидна. Так, в 2017 году по инициативе Российского экспортного центра начала работу площадка Made in Russia сектора B2B. Запросы на продукцию из каталога поступают из разных уголков мира: Азии, Африки, Южной Америки. В итоге возникают долгосрочные международные партнерские отношения с участием российских производителей.
Создание общих IT-платформ
Это позволяет синхронизировать цифровые решения, что стимулирует появление объединений, заинтересованных в качественно иных технологических решениях. Так, летом 2017 года «Сбербанк» и «Яндекс» договорились о создании совместной площадки электронной коммерции на базе агрегатора товаров и услуг «Яндекс.Маркет». Общая стоимость обновленного проекта оценивается в 60 миллиардов рублей.
Другой яркий пример – объединение российского Uber и «Яндекс.Такси» в единую площадку онлайн-такси, сделку планируют закрыть в 2019 году.
Цифровизация государственных услуг
Задавая курс на цифровизацию, государство мотивирует компании развивать высокотехнологичный ресурс и задает определенную планку внедрения IT. В рамках программы «Цифровой экономики» Россия планирует провести интернет в отдаленные районы страны, разместить госдокументы в облачных хранилищах, обеспечить к 2025 году предоставление 80% госуслуг в электронном формате.
Также в планах создание 50 smart-городов, запуск 10 отраслевых платформ в цифре и переход 10 предприятий в формат высокотехнологичных. Для сравнения, в Дании программу цифровизации приняли еще в 2001 году. Население и бизнес взаимодействуют с государством преимущественно через онлайн-сервисы, за счет чего ежегодно страна экономит $136 миллионов.
B2B-маркетплейсы
Они заменяют морально устаревшие электронные площадки, где продают все и всем. Агрегаторы товаров и услуг – тренд последних 10 лет, в рознице потребители уже привыкли ими пользоваться. Бизнесу тоже необходимы комфортные условия для онлайн-покупок и вариативность способов оплаты товаров и услуг определенной категории.
Так, на площадке Yorso удобно искать большие объемы морепродуктов. Agro24 – современная онлайн-платформа для покупки продуктов питания. Подобные сервисы появляются все чаще, выгодно отличаются удобством и разнообразием параметров поиска продукции.
Драйверы технологического роста
К драйверам роста цифровой экономики я бы отнес 4 типа технологий, уже влияющих на бизнес:
- IоT и автоматизация производства
- Цифровое проектирование
- Виртуализация (например, удаленный офис)
- Кроссканальные коммуникации и мобильные технологии
Скрытый экономический потенциал этих технологий оценивается в триллионы долларов. Прогнозируемая стоимость только рынка IoT к 2020 году составит $457 миллиардов, еще $240 миллиардов принесет к 2022 году автоматизация производства.
Наиболее значима роль IT в выстраивании внутреннего бизнеса и информационном взаимодействии компаний с партнерами: уровень использования ERP-систем (автоматизированных систем планирования ресурсов компании) в России сопоставим с Венгрией, Латвией, Великобританией. Облачные сервисы компании России используют наравне с организациями из ЕС, обгоняя Францию, Германию, Австрию.
Наибольшие успехи при этом наблюдаются в финансовом секторе, розничной торговле и связи. Наряду с ними опт может стать еще одной передовой сферой цифрового развития.
По данным исследования Accenture, 52% крупных покупателей B2B планируют совершить более половины покупок через онлайн-платформы. 56% опрошенных представителей бизнеса готовы платить до 30% больше на более комфортных сервисах покупки.
Цифровизация различных отраслей вызывает резкий рост показателей экономической эффективности. Основатель The Elephant Pants Джеймс Брукс отмечает, что за два первых месяца после внедрения онлайн-портала темп оптовых продаж удвоился. Портал заменил встроенный метод телефонных звонков и Quickbooks компании.
Irbis Motors после запуска и настройки торговой платформы в разы сократила время подтверждения заказа. Теперь почти все клиенты оформляют их онлайн.
Системность цифровизации всех аспектов экономики – важный шаг на пути к осознанному росту и развитию страны. Важно, чтобы необходимость этого шага в равной степени осознавали со стороны и бизнеса, и государства, кооперируясь и синхронизируя достижения.
Материал опубликован на сайте rb.ru