В каждой торговой и производственной отрасли есть свои нюансы и особенности. Фармацевтическая отрасль далеко не исключение. В ней особенно важен товарный контент и его атрибуты, качественный поиск, категоризация, листинг и правильные связки с аналогами. Именно для этих целей компания приняла решение внедрить Compo PIM.
О клиенте
Компания занимается розничной продажей товаров аптечного ассортимента.
- Работает на рынке 26 лет;
- Присутствует в 25 регионах России;
- Сеть насчитывает 750 аптек;
- Более 179 000 SKU;
- В компании работает более 5500 человек.
Аптечные организации работают в регионах под различными брендами.
На этапе выбора PIM систем были рассмотрены PimCore, Akeneo, а также возможность внутренней разработки. Выбор в сторону внедрения Compo PIM был обусловлен: стоимостью (как проекта, так и владения), экспертизой команды и функциональностью продукта.
С какими проблемами столкнулись?
У компании была довольно сложная система по работе с товарным контентом. Добавление, изменение, обогащение товарного каталога происходило из 1C, SAP, Bitrix, Excel-файлов и других источников. Товарный каталог вёлся в 1С, там находились только базовые атрибуты. Однако товарный ассортимент аптек имеет достаточно большое количество характеристик (около 30), на их заведение и наполнение требовалось много временных и трудовых ресурсов.
Ситуация усложнялась тем, что информация по ним разрознена по разным информационным системам, приходилось наполнять характеристики и медиа информацию вручную и в разных системах (1С, админка сайта). Необходимо было агрегировать все данные по товарам — фото, описание, атрибуты и т.д.
Интеграция с Brandquad
В рамках проекта предполагалась интеграция с PIM системой Brandquad — каталогами производителей (Импорт) на обогащение товаров атрибутами. При детальном погружении в задачу пришли к выводу, что подключиться необходимо по API, но портал Brandquad отказал в предоставлении информации о товарах, размещенной в их PIM системе.
Brandquad не позиционирует себя как владелец данной информации и требует разрешения производителей для доступа к данным о товарах этих производителей. Производителей очень много, соответственно у всех запрашивать разрешения очень трудозатратно и не все его дадут.
Аналитика и исследование проблем
В ходе изучения проблематики товарного контента в фармацевтической отрасли было проведено несколько исследований, подробнее о них можно прочитать в статьях “Как качественные изображения в листинге поднимают конверсию” и “Прокачиваем поиск в ecommerce. 8 типов поиска, которые увеличивают конверсию”.
Были выявлены основные факторы товарного контента в онлайн-аптеках, которые влияют на бизнес-показатели:
- У 80% посетителей Customer Journey начинается с поисковой строки;
- Качественный листинг товаров (изображения, описания, характеристики, подсказки) увеличивает конверсию в корзину на 50%;
- Связки по аналогам и дженерикам могут уменьшить процент ухода с сайта на 40%;
- Создание тематических справочников “Лекарство от простуды”, “Таблетки от головы”, “Осенний авитаминоз” и прочее могут увеличить UE и, как следствие, общую конверсию;
- 90% SEO это брендовые запросы, но возможно улучшение низкочастотных и среднечастотных запросов за счёт более структурированного, полного товарного контента.
Задачи и решение
Внедрение Compo PIM помимо организации товарного контента подразумевало и интеграции с внутренними и внешними информационными системами — розничные интернет-магазины, Фарм Портал, трансляция и получение данных по API.
Были выделены и решены приоритетные задачи:
- Создание центрального хранилища для всех продуктовых данных;
- Обогащение товаров посредством интеграции с Фарм Порталом;
- Улучшение качества информации о продуктах, уменьшение ошибок;
- Автоматическое обновление продуктовых данных на всех связанных каналах;
- Массовое управление товарами и характеристиками.
Совокупность этих решений позволило сократить ручную работу сотрудников по управлению продуктовой информацией и улучшению бизнес метрик.
Предпосылки, ожидания и реальность внедрения Compo PIM
В результате опроса представителей компании мы получили ответы на важные вопросы, в которых отражены задачи и проблемы.
Причины внедрения Compo PIM
- Отсутствие единой системы управления информацией о товарах;
- Отсутствие выстроенного процесса появления нового ассортимента на сайте, сразу с подгруженной информацией;
- Отсутствие инструмента управления категориями и их содержимым на уровне e-com.
Цели внедрения. Какие проблемы решаем?
- Повысить информативность карточек товара на b-apteka;
- Адаптировать поисковые конструкции к особенностям категорий товаров;
- Сократить время появления заполненных карточек товара по новым SKU на b-apteka;
- Сократить время актуализации данных в карточках товара на b-apteka.
Ожидания по улучшению экономических показателей от введения PIM системы:
- Планируемый прирост количества посещений сайта с поисковых систем за счет SEO карточек товара – на 5%;
- Планируемый прирост заказов за счет конверсии сайта – 2%.
Внедрять или нет? Какие трудности ожидались от запуска PIM системы
От запуска PIM-системы ожидалось уменьшение числа трудностей в части процесса управления контентом. Основной причиной сомнений являлась стоимость PIM систем, отраслевых решений, либо кастомизации для аптечной отрасли в ecommerce, точнее, возможность защиты бюджета на проект.
На какие KPI обращали внимание и что замеряли?
- Процент карточек товара с полностью заполненными обязательными атрибутами;
- Конверсия со страницы поиска в карточку товара.
Сложности внедрения
На этапе MVP была решена задача настройки обменов между источниками и потребителями данных. Важно отметить, что ключевую роль в этом процессе играет качество самих данных и выгрузок. На этом этапе очень важно получить верные и качественные данные для загрузки в PIM систему.
Еще одна сложность заключается в отраслевом функционале. Особенности аптечного бизнеса предполагают специфические кастомные доработки, даже с учетом отраслевых решений. Приоритизация задач и качественная коммуникация на уровне проектных менеджеров может сделать этот процесс более гладким и быстрым.
Особенности функционала PIM системы
Создан мультикаталог
Представлен в виде двух каталогов — каталог “Товарные категории” (иерархия, заведенная в ERP-системе) и каталог интернет-магазина с его иерархией.
На текущий момент времени в Compo PIM хранится более 179 000 SKU, которые выгружаются из системы 1С.
В каталоге настроен поиск по кодам SKU, например, по коду товара или коду номенклатуры (что удобно для фармацевтических компаний), по наименованию товара в PIM-системе и на сайте интернет-магазина и другие виды поиска.
Реализован настраиваемый экспорт товаров в Excel, который отправляется на электронную почту.
Товарная карточка
В карточке товара помимо внутреннего идентификатора PIM системы и UID-а товара из ERP собираются коды различных внешних систем, необходимые для работы в фармацевтической среде: код товара, код номенклатуры, код РЛС, код Pharm Portal.
Обогащение товаров посредством интеграции с Фарм Порталом
Произведена интеграция с каталогом PharmPortal и настройка обмена данных. Это позволило обогатить товар новыми характеристиками, а контент-менеджерам сократить время на обработку товарной карточки.
Форматы характеристик:
Фотографии
Штрихкоды
Вид упаковки
Прочие характеристики (форма выпуска, противопоказания и другое)
Автоматическое обновление продуктовых данных на всех связанных каналах
Настроено автоматическое обновление продуктовых данных интернет-магазина из PIM системы по API. Также создан эндпоинт, который позволяет узнать какие товары изменились за последние N дней.
Варианты методов использованных на проекте:
- Получение дерева категорий по каналу;
- Получение описания товара;
- Получение списка характеристик;
- Получение списка производителей;
- Получение списка брендов;
- Получение списка стран;
- Получение списка торговых наименований;
- Получение списка шаблонов.
Компания получила контролируемый и в то же время автоматический инструмент обновления товарных данных на всех своих площадках. Это сократило время внесения изменений и упростило ручной труд контент-менеджеров.
Массовое управление товарами и характеристиками
Массовые операции служат инструментом для массового изменения характеристик, параметров, шаблонов, состояний и каталогов товаров. Имеют возможность работы с отдельно выбранными товарами, шаблонами, каталогами.
Возможные операции: “Активировать”, “Деактивировать”, “Изменить категорию”, “Изменить производителя”, “Изменение дополнительных категорий”, “Добавить теги”, “Изменить параметр товара”, “Изменить свойство товара”, “Смена шаблона”.
Планы на будущее и задачи из бэклога
-
Получение данных по измененным товарам в PIM систему через шину — используется только как способ передачи об изменении некой сущности, сообщать id. Новое описание должно получаться также в API;
-
Частичное обновление товара. Очередь для частичного обновления товаров: sync_uid’ы товара и категории. Получение данных по товару по коду номенклатуры;
-
Новые системные маркеры: незаполненное фото, незаполненные параметры.
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ
Мы найдем лучшее решение вашей задачи!
Оставить заявкуДругие проекты

- Интеграция данных из различных справочников и каталогов
- Разработка алгоритмов для сопоставления и создания золотых записей (мастер-карточек)
- Настройка правил для определения аналогов и применяемости товаров
- Разработка механизма создания золотых записей вручную и выбора приоритетного поставщика данных

- Жесткий и несдвигаемый срок запуска: 4 месяца
- Сложные интеграции с SAP 4Hana
- Были задействованы фултайм 2 команды (11 специалистов)
- Настроены интеграции, улучшен функционал и обновлен IT-ландшафт компании.
Посмотреть больше о разработке B2B порталов
Перейти